В рамках “Недели здоровья” в ДОО педагогом-психологом была запланирована работа с педагогами в виде релакс -занятий с использованиаем арт-терапевтических приемов. Занятия проводились в течении двух дней.
Педагог -это одна из лучших профессий, но несмотря на все плюсы, в своей повседневной деятельности педагог подвержен стрессам и эмоциональным нагрузкам, в связи с этим педагогом-психологом были разработаны занятия с использованием арт-терапевтических приемов, с целью психологической разгрузки и оптимизации психоэмоционального состояния.
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологической дезадаптации лиц с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и заканчивая развитием человеческого потенциала, использованием взрослым или ребенком различных форм творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния.
Основными целями релакс -занятий, с использованием арт-терапевтических приемов были:
- выражение эмоций и чувств, накопившихся внутри;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
- подтверждение своей неповторимости, значимости;
- повышение адаптивности и гибкости в постоянно меняющемся мире.
В работе использовались приемы камнетерапии, мандала-терапии (“рисунок жизни”), арт-терапевтическая техника “Коллаж”, кинетический песок, приемы песочной анимации.
Педагогам было предложено представить, что они отправились в путешествие на Карибские острова, для этого им был предложен заранее приготовленный кинетический песок, морская галька и ракушки.
Каждому нужно было выложить картину, создать тот образ из данного материала, который им хотелось сделать в данный момент.
Работа с кинетическим песком – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей, а так же простой способ выражения своих эмоций, чувств, переживаний. То, что не невозможно выразить словами прекрасно можно выразить с помощью средств искусства, в нашем случае с помощью песка и камней .
Замечено, что дети и взрослые с большим удовольствием работают с таким природным материалом как морские камушки. Перебирая их в руках становятся боле спокойными и уравновешенными. Приемы камнетерапии позволяют человеку выразить свое эмоциональное состояние через каменную фигурку, рисунок, в нашем случае с помощью автопортрета. Данная техника позволяет по другому взглянуть на себя, обратиться к внутренним ресурсам организма и личности. Для многих камень – это символ чего-то крепкого, нерушимого, защищаемого. Эмоциональное воздействие камня быает очень сильным. Недаром культ камней существовал во всем мире.
Арт-терапевтическая техника “Коллаж” – одна из самых эффективных методов работы с личностью, которая не вызывает напряжение и раскрывает потенциальные возможности человека.
С помощью техники “Коллаж “педагоги творили свои шедевры. А после рассказывали о них.
Следующим этапом погружения в свой внутренний мир и релаксации стала песочная анимация, рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение.
В завершении педагоги рисовали “Рисунок жизни” (мандалы).
Целительные свойства создания завершенных образов в пространстве круга известны с древнейших времен. Причем целителен как сам процесс создания, так и созерцания получившейся мандалы. При раскрашивание происходит процесс на глубинном уровне человка в котором находится возможность для разрешения внутрених конфликтов и, как следствие изменение состояния на более ресурсное. Раскрашивание мандал естественным и благотворным образом влияет на психику человека.
Релакс- занятия закончились общим чаепитием, участники получили заряд бодрости и хорошее настроение.