В рамках реализации темы: «Зимняя палитра родного края»
Тип проекта: краткосрочный.
Возраст детей: с 3 до 7 лет.
Исполнители: воспитатели, дети.
Актуальность: Знакомство детей с красотой зимней природы через искусство алтайских художников. Обобщать представления детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе, познакомить детей с пейзажной живописью, развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в зависимости от содержания. Узнавать образы зимы в звуках музыки, стихах, картинах художников, воспитывать у детей чувство прекрасного, уважения к природе через произведения художников.
Гипотеза: Если с ранних лет знакомить детей с искусством живописи, то у них будет развиваться наглядно-образное мышления, любовь к прекрасному, обогащаться духовный мир, развиваться воображение, эстетическое отношение к окружающей действительности. Приобщение к искусству как неотъемлемая части духовной и материальной культуры.
Цель: Целью является практическое использование возможностей живописи как средства развития личности дошкольника.
Задачи:
1.Формировать художественно – образное мышление и эмоционально – чувственные отношения к предметам и явлениям искусства.
- Знакомить детей с Алтайскими художниками, и их картинами.
- Развитие речи детей, активизация и обогащение словарного запаса.
4.Подбор произведений в соответствии с уровнем развития и возрастными особенностями детей.
5.Создание условий для формирования личности ребенка, развитие его творческих способностей.
- Воспитание любви к малой Родине.
Форма реализации проекта
- Вопросы о содержании картины. Искусствоведческий рассказ воспитателя, беседа.
- Вхождение в картину. Творческое задание «Если бы я был здесь». С помощью цветной карточки ребенок показывает свое воображаемое местонахождение в картине.
- Творческие задания. Образные сравнения: что напоминает тот или иной объект на картине, в каких стихах говорится о нем. Использование символов, знаков ценностно-значимой информации: геометрические формы, стилизованные изображения образов картины.
Игра «Угадай, что это? Где расположено на картине?»
- Рассказы детей о картине, о понравившихся образах.
- Знакомство с содержанием, средствами выразительности картины («языком» искусства).
- Культурная идентификация с образами картины: «Я – дерево», «Я – река» и т.д.
- Выражение своего эмоционального отношения: какие образы больше всего нравятся детям, почему; использование поэтических строчек, речевое творчество (составление коротких рассказов, сказок, игра-соревнование «Кто красивее расскажет о…», игра «Произнеси красивые слова и покажи, где они спрятались на картине»).
- Игровая деятельность: игры дидактические, сюжетно-ролевые, пластические и музыкально-двигательные этюды.
- Диалог с художником. «Что узнал о картине, о художнике? Как бы ты назвал картину? Сравни ее с названием, данным художником».
Технологии включения детей в творческую деятельность в процессе интегрированного занятия. Игровые технологии:
- Дидактическая игра – «Угадай, кто лишний»;
- Сюжетно-ролевая игра – «Путешествие в сказку»;
- Игра-воображение;
- Театрализованные игры – «Встреча-беседа со сказочными героями».
Этапы реализации
Подготовительный этап:
- Знакомство с творчеством алтайских живописцев, с направлениями живописи.
- Создание вместе с детьми игр по ознакомлению с живописью; рисование по наиболее понравившимся полотнам.
- Знакомство с техникой рисования разных художников, цветовой гаммой.
- Создание в группе подборки репродукций известных картин алтайских художников о зиме.
Основной этап:
- Знакомство с картинами Щетинина А.П. «Серебряное утро», «Утренние кружева». Арестова А. В. «Необычный вечер».
- Экскурсия в галерею Щетининых, на выставку.
- Экскурсия в галерею ДОУ.
- Тематическая неделя «Зимние забавы»
Заключительный этап:
- Выставка детских работ по рисованию.
- Конкурс рисунков «Времена года «Зима».
Предполагаемый результат:
В результате осуществления задач обогатится эмоциональный опыт общения и художественно-речевая деятельность, расширятся представления о художниках, жанрах живописи и графике. Дети овладеют умением чувствовать, выделять эстетические качества, переживания в произведении и высказывать свое мнение. Ознакомление детей с живописью будет строиться на усложнении содержания воспринимаемых произведений, средств выразительности, а также методов работы. Давать детям общие понятия о жанре, затем уточнять его, выделяя образы, давать им эстетическую характеристику, связывая со средствами выразительности.