МБДОУ «Детский сад № 254»

Родителям о готовности ребёнка к школе.

Как подготовить к школе первоклассника, для которого начинается новый, очень важный этап в его жизни? И что нужно знать родителям малыша, которому предстоит постигать азы различных наук? Ведь так хочется, чтобы подготовка к школе была  действительно первоклассной!

Наверное,  нет родителей, которые сами не испытывали бы волнение и беспокойство  перед поступлением ребёнка в школу. Это не только новый жизненный этап в жизни ребёнка, его переход на новую ступеньку развития, но и проверка на прочность всей семейной системы.  Школа создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался, соответственно, родителям тоже придётся перестраиваться.  Подготовка начинается не за год-два,  а происходит в течение всего дошкольного детства ребёнка, и тогда к 6-7 годам ребёнок идёт в школу.

Что  входит в  понятие готовности к школе?

В структуре готовности к школе принято выделять следующие компоненты:

  1. Физическая готовность.
  2. Интеллектуальная готовность.
  3. Социально-психологическая готовность.
  4. Эмоционально-волевая готовность.

Что важно знать о готовности к школе родителям.

Первая забота родителей будущих первоклассников –  проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача. Физическая готовность – фундамент готовности к школе. Ребёнку предстоит период  адаптации, для которого характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость.  Это всё внешние проявления  физического и нервного напряжения, которые со временем проходят.  Родителям важно помнить, что период острой адаптации приходится на первые 6-9 недель обучения; самим родителям следует быть терпимыми и  внимательными к детям. Постепенно дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается  хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе  предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Сюда включается багаж знаний, соответствующий возрасту и набор специфических навыков, нужных для обучения в школе. Когда мы готовим ребёнка к школе, мало научить его читать или считать, умения должны быть гораздо шире.

Социальнопсихологическая готовность в своей структуре предполагает три спектра: личностная готовность, социальная готовность и психологическая готовность.

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Это выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе, к принятию новой социальной позиции. Сюда же входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания.  С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Психологическая готовность предполагает достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. А также произвольность внимания и поведенческих реакций, обеспечивающих усидчивость.

Социальная готовность  предполагает  качества, благодаря которым ребёнок мог бы общаться с другими детьми и взрослыми. Это проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.   Соответственно, родителям следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Эмоциональноволевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Хорошо, если ребёнок способен принимать достойно неудачи, быть готовым к тому, что он не будет всегда лучшим и всегда в центре внимания. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно протекание учебной деятельности.

Что должен обязательно уметь будущий первоклассник?

В течение жизни у нас с вами есть разные виды деятельности: игра, обучение, общение и т.д.  От рождения до школы ведущая деятельность у ребёнка – игра.  Поэтому, когда у родителей спрашиваешь: «Научились ли ваши дети играть?», обычно все согласно кивают головами и удивляются, почему возник такой вопрос.  Вопрос на самом деле очень серьёзный, ведь что такое научиться играть? Это: 1) знать название (про что игра?), 2) правила  и штрафы (как играть,  соблюдать или нарушать?),  3) количество игроков (сколько и кто что делает?), 4) окончание игры (умение выигрывать  и проигрывать).

От того, насколько успешно овладел ребёнок фазой игры, будет зависеть прохождение следующей фазы развития  – обучения.   Поскольку школа – это большая и долгая игра на 9-11 лет. В ней есть свои правила (общешкольные и классные),  игроки (директор, учителя, дети),  штрафные санкции (двойки,  замечания в дневник), выигрыш  (пятёрки, грамоты, награды, аттестат).  Особенно важно умение соблюдать правила и умение проигрывать. Многие дети именно эти моменты выполняют с трудом, а при проигрыше бурно эмоционально реагируют: плачут, кричат, кидают вещи. Скорее всего, им неизбежно придётся столкнуться с трудностями в школе.   В начальной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме именно с этой целью – окончательно дать возможность ребёнку овладеть игрой и полноценно включиться в учёбу.

Но и  вам, уважаемые родители,  это  серьёзный повод задуматься о готовности ребёнка к школе:   даже если ваш ребёнок бегло читает, умело считает, пишет, прекрасно говорит,  анализирует, танцует, рисует; он общителен, проявляет лидерские качества и, на ваш взгляд, просто вундеркинд,  но при этом не освоил фазу игры,  –  помогите ему!  Играйте дома в любые игры вместе с ребёнком: развивающие, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные. Таким образом,  вы улучшите готовность к школе своего  ребёнка и подарите себе и ему незабываемые минуты общения!  И ещё:  Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих людей.

 Удачи вам, терпения и чуткости!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • российское образование
  • МО АК
  • информационные системы
  • единое окно к обр услугам
  • официальный сайт барнаула
  • профсоюз
  • Рособрнадзор
  • портал-для-родителей-алтайский-край.рф
  • сетевой край
  • сайт АК
  • результаты оценки
  • Минпросвещения
  • мин науки и высшего образования РФ
  • спас экстрим
  • портал обр услуг
  • дети онлайн
  • заблокируй вредный контент
  • портал персональные дети
  • комитет по образованию Барнаула